фрайкоры и белое движение
May. 9th, 2014 05:59 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Оригинал взят у
gallago_75 в Фрайкоры и белое движение
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Фрайкор (нем. Freikorps — свободный корпус, добровольческий корпус) — наименование целого ряда полувоенных патриотических формирований, существовавших в Германии и Австрии в XVIII—XX вв.
После Первой мировой войны также возникло несколько организаций под названием «фрайкор» -- для борьбы с коммунистами.
Когда в Германии разразилась Ноябрьская революция, а кайзер Вильгельм II отрекся от престола и удалился в изгнание, многие представители консервативно-монархически настроенной военной верхушки, для которых олицетворением государства и армии являлся, прежде всего, монарх, предпочли самоустраниться (по крайне мере, на время) из активной военной и общественно-политической жизни. Образовавшийся вакуум сразу же заполнили энергичные «нацмальчики» (употребляя терминологию русской белой эмиграции) - молодые лейтенанты и капитаны, как правило, не являвшиеся отпрысками военно-аристократической касты, заслужившие свои офицерские звездочки на фронте, пришедшие прямо из окопов и начавшие собирать вокруг себя солдат, готовых продолжать сражаться даже в новых условиях. Именно для этих формирований был характерен подлинный, классический «фрайкоровский дух»
В начале 1919 года отряды фрайкора под руководством Густава Носке подавили выступления немецких коммунистов и крайне левых социал-демократов, намеревавшихся провозгласить советскую власть.
При этом были без суда убиты зачинщики беспорядков: Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
По этому поводу Носке произнёс ставшую крылатой фразу: Пожалуй, кто-то же должен быть кровавой собакой.
Фрайкоры в Германии нередко носили названия «белых». Сами добровольцы, кстати, охотно приняли это название. Ведь многие из них успели повоевать в Финляндии и Прибалтике против красных на стороне тамошних белых. Они носили на рукавах своих обычных армейских мундиров и шинелей цвета «фельдграу» («серо-полевого цвета») белые повязки (нередко – просто носовые платки) или белые «углы»-шевроны (как, например, добровольцы Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии); обводили свои стальные каски белыми полосками по окружности или же рисовали на них (а также на грузовиках, броневиках и танках) масляной краской (а порой и просто мелом) белую «Aдамову голову», то есть череп с перекрещенными костями (именуемую, согласно немецкой традиции, также «мертвой головой» ), или оперенную стрелу, а добровольцы, сражавшиеся против красных в Финляндии и Прибалтике (в частности, бойцы 2-й военно-морской бригады Эргардта и добровольческого корпуса Мансфельдa) – белую свастику (так называемый «громовый крест»).
В 18 г около 12 000 штыков и сабель, в том числе германских и балто-немецких добровольцев перешли в подчинение князю Павлу Авалову-Бермондту, который предпочел союз с недавними врагами союзу с двуличной Антантой. Из нескольких отрядов он сформировал монархическую Западную Добровольческую Армию, насчитывавшую к 5 сентября до 52 000 штыков и сабель, 600 пулеметов, 100 артиллерийских орудий.


Марш: http://www.youtube.com/watch?v=iHPcKYMGdMo
Марш (боевая песня) германских
добровольцев князя Авалова (Бермондта)
So ziehn wir unter fremder Fahne
Ins weite, weite Land daher,
Wir kämpfen unter Russenfahnen
Wir sind die Deutsche Legion.
Wir haben hinter uns gelassen,
Was andern d`nket wert und gut.
Wir können lieben- und auch hassen
Aus eig`nem Stolz und eig`nem Mut.
Das Vaterland hat uns verstossen,
Wir stehn in Feinds Gewalt und Macht,
Wir stehn in Feinds Gewalt und Macht,
Wir sind getrennt von seinen Losen
Und zieh`n in unbekannte Schlacht
Drum, Brüder, schlisst dicht die Reihen,
Und hat die Heimat uns verbannt,
Wir Baltikumer sind die Freien,
Wenn Deutschland wankt, wirhalten stand!
Wir sind die „Eisernen Soldaten“,
Und stehn in Ost in Waff und Wehr,
Wir halten hoch durch uns`re Taten
Das alte Deutschland und sein Heer.
Перевод Виталия Киллера, 25.03.2013
Маршировать под чуждым флагом
Готовы в каждый регион,
Воюем под российским стягом,
Но мы - Немецкий легион.
Плевать на старые oбиды,
Но горечь в сердце мы храним,
Любя, должны мы ненавидеть,-
Горды лишь мужеством своим.
Отринуты своей Отчизной,
Другим обречены служить,
Мы здесь изгои,- наши жизни
Бросаем в топку битв чужих.
Вперёд, друзья - тесней сплотимся,
Судьба Германия в дыму,
Но мы - свободные балтийцы -
Стоим наперекор всему!
Свою незыблемую стойкость
В любых сраженьях подтвердим,
И честь Германии с востока
От большевизма защитим
Повсюду, в России, Прибалтике, Германии, Австрии, Венгрии, путь большевистским ордам преграждали не регулярные армии, которых побежденные страны Тройственного союза были лишены по воле победоносной Антанты, а добровольцы, эти «наемники без жалованья» (Soeldner ohne Sold), как они сами себя не без юмора называли. Ценой своей жизни они дали войне «выдохнуться» на дальних подступах к сердцу Европы подобно тому, как это на бескрайних просторах России сделали их братья по духу - русские добровольцы. Как и последние, они были свободны от какой-либо идеологической «зашоренности», закрывали своими телами бреши, возникавшие по вине государственных властей республики, не имевшей ни представления о каких бы то ни было государственных целях, ни собственной военной доктрины, но им самим было не дано вкусить плодов своих подвигов - их пожинало не доверявшее им и боявшееся их Веймарское государство. Однако это была не вина добровольцев, а их беда.
Русские белогвардейцы в Прибалтике были самой ситуацией заинтересованы в теснейшем сотрудничестве с Германской империей, и прежде всего, и размещенными в регионе германскими войсками. Однако русско-германское сотрудничество никоим образом не входило в планы Антанты, и английский генерал Г.Гоф в своем письме генералу Н.Н.Юденичу от 4 августа предупредил последнего: «кто будет сотрудничать с Германией, тот лишится всякой поддержки союзников».
Именно Гудериану удалось добиться согласия военного германского руководства на переход оперировавших в Прибалтике германских войск в армию П.Р.Бермондта-Авалова. Небезынтересным представляется также тот факт, что как раз в 1919 г., в ходе описываемых событий, впервые взошла военная звезда не только Гудериана, но и многих других военных и политических деятелей последующих десятилетий, таких, как майор фон Фрич (начальник штаба подчиненного фон дер Гольцу генерала фон Кваста, позднее ставший организатором вермахта), капитан фон Штюльпнагель из добровольческого корпуса фон Плеве (известный немецкий генерал Второй Великой войны), балтийский юнкер Макс- Эрвин фон Шейбнер-Рихтер (один из организаторов мюнхенского путча А.Гитлера в 1923 году, убитый в перестрелке у Фельдгеррнгалле), командир добровольческого корпуса Пфеффер фон Заломон (ставший в двадцатые годы командиром всех штурмовых отрядов НСДАП), первый штаб-офицер Курляндской бригады в 1919 г. капитан фон Кюхлер (будущий генерал-фельдмаршал вермахта) и многие другие.
21 сентября граф Р.фон дер Гольц и П.Р.Бермондт-Авалов заключили соглашение, по которому все германские войска в Курляндии перешли под командование русской Западной добровольческой армии.
Со ссылкой на соответствующие статьи Версальского договора Антанта все более настойчиво требовала эвакуации всех германских войск из Прибалтики. 27 июля французский маршал Ф.Фош предъявил германскому правительству прямой ультиматум, угрожая в случае его отклонения применить против Германии репрессии на Западе. В ответ министерство рейхсвера (министерство обороны) отдало командованию 6 армии приказ незамедлительно начать эвакуацию частей, готовых по собственному желанию вернуться домой.
Пока «в верхах» происходили вышеперечисленные события, солдаты Железной дивизии оставались на своих позициях вдоль реки Эккау. То и дело на передовой происходили стычки с латышскими патрулями, а в тылу - с большевистскими отрядами что, впрочем, не мешало процессу интенсивной боевой подготовки. Курляндский пехотный полк, с начала июля 1919г. обеспечивавший безопасность железнодорожной линии Шаулен-Тильзит, был сменен добровольческим отрядом Шаурота и вернулся в состав ЖД. Пользовавшийся всеобщим уважением капитан Г.Гудериан 15 сентября был отозван на родину и переведен в крепость Кольберг. В конце месяца из Германии в Митаву прибыл «Железный отряд» («Eiserne Schar») прославленного военного летчика и кавалера ордена «За заслуги» капитана Рудольфа Бертольда в количестве 700 штыков. В качестве 3 батальона он был придан 2 пехотному полку. 5 октября П.Р.Бермондт-Авалов, под чьи знамена собралось более 15 000 русских и 40 000 немецких солдат, объявил всю латвийскую государственную территорию операционной базой русской Западной добровольческой армии и призвал латышей и литовцев к совместной борьбе с большевизмом.
Балтийский ландесвер подтвердил свои превосходные боевые качества в ходе сражений с большевиками весной и летом 1919 г., покрыв себя славой при освобождении Курляндии и взятии Риги. Позднее он оказался втянутым в политическую игру немцев против Эстонии и Латвии и после своего поражения 22 июня в бою с латышскими частями был реорганизован, передан под покровительство военных миссий стран Антанты в Прибалтике и переброшен на антибольшевистский фронт в Латгалию. В конце 1919 г. Балтийский ландесвер был включен в состав латвийского 13 Туккумского пехотного полка.
http://bisher.schutz-brett.org/466-knyaz-pavel-mihaylovicha-avalov-bermondt-1887-1974.html
http://www.drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=3116
Акунов В .В.
ГЕРМАНСКИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ КОРПУСА В СОСТАВЕ ЗАПАДНОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ П.Р.БЕРМОНДТА-АВАЛОВА. 1919-1920 гг - http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=29&tid=227
После Первой мировой войны также возникло несколько организаций под названием «фрайкор» -- для борьбы с коммунистами.
Когда в Германии разразилась Ноябрьская революция, а кайзер Вильгельм II отрекся от престола и удалился в изгнание, многие представители консервативно-монархически настроенной военной верхушки, для которых олицетворением государства и армии являлся, прежде всего, монарх, предпочли самоустраниться (по крайне мере, на время) из активной военной и общественно-политической жизни. Образовавшийся вакуум сразу же заполнили энергичные «нацмальчики» (употребляя терминологию русской белой эмиграции) - молодые лейтенанты и капитаны, как правило, не являвшиеся отпрысками военно-аристократической касты, заслужившие свои офицерские звездочки на фронте, пришедшие прямо из окопов и начавшие собирать вокруг себя солдат, готовых продолжать сражаться даже в новых условиях. Именно для этих формирований был характерен подлинный, классический «фрайкоровский дух»
В начале 1919 года отряды фрайкора под руководством Густава Носке подавили выступления немецких коммунистов и крайне левых социал-демократов, намеревавшихся провозгласить советскую власть.
При этом были без суда убиты зачинщики беспорядков: Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
По этому поводу Носке произнёс ставшую крылатой фразу: Пожалуй, кто-то же должен быть кровавой собакой.
Фрайкоры в Германии нередко носили названия «белых». Сами добровольцы, кстати, охотно приняли это название. Ведь многие из них успели повоевать в Финляндии и Прибалтике против красных на стороне тамошних белых. Они носили на рукавах своих обычных армейских мундиров и шинелей цвета «фельдграу» («серо-полевого цвета») белые повязки (нередко – просто носовые платки) или белые «углы»-шевроны (как, например, добровольцы Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии); обводили свои стальные каски белыми полосками по окружности или же рисовали на них (а также на грузовиках, броневиках и танках) масляной краской (а порой и просто мелом) белую «Aдамову голову», то есть череп с перекрещенными костями (именуемую, согласно немецкой традиции, также «мертвой головой» ), или оперенную стрелу, а добровольцы, сражавшиеся против красных в Финляндии и Прибалтике (в частности, бойцы 2-й военно-морской бригады Эргардта и добровольческого корпуса Мансфельдa) – белую свастику (так называемый «громовый крест»).
В 18 г около 12 000 штыков и сабель, в том числе германских и балто-немецких добровольцев перешли в подчинение князю Павлу Авалову-Бермондту, который предпочел союз с недавними врагами союзу с двуличной Антантой. Из нескольких отрядов он сформировал монархическую Западную Добровольческую Армию, насчитывавшую к 5 сентября до 52 000 штыков и сабель, 600 пулеметов, 100 артиллерийских орудий.


Марш: http://www.youtube.com/watch?v=iHPcKYMGdMo
Марш (боевая песня) германских
добровольцев князя Авалова (Бермондта)
So ziehn wir unter fremder Fahne
Ins weite, weite Land daher,
Wir kämpfen unter Russenfahnen
Wir sind die Deutsche Legion.
Wir haben hinter uns gelassen,
Was andern d`nket wert und gut.
Wir können lieben- und auch hassen
Aus eig`nem Stolz und eig`nem Mut.
Das Vaterland hat uns verstossen,
Wir stehn in Feinds Gewalt und Macht,
Wir stehn in Feinds Gewalt und Macht,
Wir sind getrennt von seinen Losen
Und zieh`n in unbekannte Schlacht
Drum, Brüder, schlisst dicht die Reihen,
Und hat die Heimat uns verbannt,
Wir Baltikumer sind die Freien,
Wenn Deutschland wankt, wirhalten stand!
Wir sind die „Eisernen Soldaten“,
Und stehn in Ost in Waff und Wehr,
Wir halten hoch durch uns`re Taten
Das alte Deutschland und sein Heer.
Перевод Виталия Киллера, 25.03.2013
Маршировать под чуждым флагом
Готовы в каждый регион,
Воюем под российским стягом,
Но мы - Немецкий легион.
Плевать на старые oбиды,
Но горечь в сердце мы храним,
Любя, должны мы ненавидеть,-
Горды лишь мужеством своим.
Отринуты своей Отчизной,
Другим обречены служить,
Мы здесь изгои,- наши жизни
Бросаем в топку битв чужих.
Вперёд, друзья - тесней сплотимся,
Судьба Германия в дыму,
Но мы - свободные балтийцы -
Стоим наперекор всему!
Свою незыблемую стойкость
В любых сраженьях подтвердим,
И честь Германии с востока
От большевизма защитим
Повсюду, в России, Прибалтике, Германии, Австрии, Венгрии, путь большевистским ордам преграждали не регулярные армии, которых побежденные страны Тройственного союза были лишены по воле победоносной Антанты, а добровольцы, эти «наемники без жалованья» (Soeldner ohne Sold), как они сами себя не без юмора называли. Ценой своей жизни они дали войне «выдохнуться» на дальних подступах к сердцу Европы подобно тому, как это на бескрайних просторах России сделали их братья по духу - русские добровольцы. Как и последние, они были свободны от какой-либо идеологической «зашоренности», закрывали своими телами бреши, возникавшие по вине государственных властей республики, не имевшей ни представления о каких бы то ни было государственных целях, ни собственной военной доктрины, но им самим было не дано вкусить плодов своих подвигов - их пожинало не доверявшее им и боявшееся их Веймарское государство. Однако это была не вина добровольцев, а их беда.
Русские белогвардейцы в Прибалтике были самой ситуацией заинтересованы в теснейшем сотрудничестве с Германской империей, и прежде всего, и размещенными в регионе германскими войсками. Однако русско-германское сотрудничество никоим образом не входило в планы Антанты, и английский генерал Г.Гоф в своем письме генералу Н.Н.Юденичу от 4 августа предупредил последнего: «кто будет сотрудничать с Германией, тот лишится всякой поддержки союзников».
Именно Гудериану удалось добиться согласия военного германского руководства на переход оперировавших в Прибалтике германских войск в армию П.Р.Бермондта-Авалова. Небезынтересным представляется также тот факт, что как раз в 1919 г., в ходе описываемых событий, впервые взошла военная звезда не только Гудериана, но и многих других военных и политических деятелей последующих десятилетий, таких, как майор фон Фрич (начальник штаба подчиненного фон дер Гольцу генерала фон Кваста, позднее ставший организатором вермахта), капитан фон Штюльпнагель из добровольческого корпуса фон Плеве (известный немецкий генерал Второй Великой войны), балтийский юнкер Макс- Эрвин фон Шейбнер-Рихтер (один из организаторов мюнхенского путча А.Гитлера в 1923 году, убитый в перестрелке у Фельдгеррнгалле), командир добровольческого корпуса Пфеффер фон Заломон (ставший в двадцатые годы командиром всех штурмовых отрядов НСДАП), первый штаб-офицер Курляндской бригады в 1919 г. капитан фон Кюхлер (будущий генерал-фельдмаршал вермахта) и многие другие.
21 сентября граф Р.фон дер Гольц и П.Р.Бермондт-Авалов заключили соглашение, по которому все германские войска в Курляндии перешли под командование русской Западной добровольческой армии.
Со ссылкой на соответствующие статьи Версальского договора Антанта все более настойчиво требовала эвакуации всех германских войск из Прибалтики. 27 июля французский маршал Ф.Фош предъявил германскому правительству прямой ультиматум, угрожая в случае его отклонения применить против Германии репрессии на Западе. В ответ министерство рейхсвера (министерство обороны) отдало командованию 6 армии приказ незамедлительно начать эвакуацию частей, готовых по собственному желанию вернуться домой.
Пока «в верхах» происходили вышеперечисленные события, солдаты Железной дивизии оставались на своих позициях вдоль реки Эккау. То и дело на передовой происходили стычки с латышскими патрулями, а в тылу - с большевистскими отрядами что, впрочем, не мешало процессу интенсивной боевой подготовки. Курляндский пехотный полк, с начала июля 1919г. обеспечивавший безопасность железнодорожной линии Шаулен-Тильзит, был сменен добровольческим отрядом Шаурота и вернулся в состав ЖД. Пользовавшийся всеобщим уважением капитан Г.Гудериан 15 сентября был отозван на родину и переведен в крепость Кольберг. В конце месяца из Германии в Митаву прибыл «Железный отряд» («Eiserne Schar») прославленного военного летчика и кавалера ордена «За заслуги» капитана Рудольфа Бертольда в количестве 700 штыков. В качестве 3 батальона он был придан 2 пехотному полку. 5 октября П.Р.Бермондт-Авалов, под чьи знамена собралось более 15 000 русских и 40 000 немецких солдат, объявил всю латвийскую государственную территорию операционной базой русской Западной добровольческой армии и призвал латышей и литовцев к совместной борьбе с большевизмом.
Балтийский ландесвер подтвердил свои превосходные боевые качества в ходе сражений с большевиками весной и летом 1919 г., покрыв себя славой при освобождении Курляндии и взятии Риги. Позднее он оказался втянутым в политическую игру немцев против Эстонии и Латвии и после своего поражения 22 июня в бою с латышскими частями был реорганизован, передан под покровительство военных миссий стран Антанты в Прибалтике и переброшен на антибольшевистский фронт в Латгалию. В конце 1919 г. Балтийский ландесвер был включен в состав латвийского 13 Туккумского пехотного полка.
http://bisher.schutz-brett.org/466-knyaz-pavel-mihaylovicha-avalov-bermondt-1887-1974.html
http://www.drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=3116
Акунов В .В.
ГЕРМАНСКИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ КОРПУСА В СОСТАВЕ ЗАПАДНОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ П.Р.БЕРМОНДТА-АВАЛОВА. 1919-1920 гг - http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=29&tid=227